Дмитрий Исламов: «Мы должны быть готовы к негативному развитию событий на угольном рынке»

«Авант-Партнер» спросил у депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по энергетике Дмитрия Исламова о том, какие меры принимаются для поддержки угольной отрасли в нынешний кризисный период.

 – Дмитрий Викторович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в углепроме России и Кузбасса в свете последних изменений рыночной ситуации, падения цен и снижения инвестиционной активности угольщиков? По Вашему мнению это очередное колебание рыночной конъюнктуры или начало долгосрочного тренда снижения спроса на уголь и другие виды ископаемого топлива?

– Ситуация довольно сложная. Цены особенно в западном направлении упали до уровня 2016 года, то есть до самого низкого уровня за последние годы. При этом угольщики столкнулись с ростом транспортных затрат, стоимости топлива, а, значит, с увеличением себестоимости. Все это, естественно, приводит к убыточности поставок угля. Возить в западном направлении сегодня просто убыточно.

Такое положение продолжается с конца прошлого года. И уже привело к тому, что на некоторых угольных предприятиях люди находятся в вынужденных отпусках и решается вопрос о приостановке добычи. Конечно, сокращаются инвестиционные программы в части приобретения оборудования, техники. А сокращение инвестиций угольщиков по цепочке ощущают на себе отрасли машиностроения и металлообработки, строительства. И, безусловно, для нас самое  главное – это занятость и зарплата шахтеров, а также наполнение бюджетов. Не будет прибыли у компаний – снизится объем налогов.

Если говорить о том, насколько серьезные эти ценовые колебания, то надо учитывать, конъюнктура связана с разными факторами, например, сезонностью. Цены могут подняться в период отопительного сезона. Все будет зависеть от того, какая будет зима. Но небольшое облегчение будет.

Но в целом, на мой взгляд, то, что сегодня происходит, – это долгосрочный тренд . После 2016 года три года цены росли. Сейчас понижение. С чем это связано? Мировой рынок угля сегодня избыточен по предложению. И конкуренция обостряется. Мы конкурируем с Австралией, Колумбией и другими странами. При этом трудности сейчас испытывают производители угля во всем мире.

Какие проблемы отрасли, на Ваш взгляд, требуют своего решения для её стабильного развития? Какие для этого готовятся решения законодательной и исполнительной власти России? Что они помогут улучшить в работе отрасли?

– Для того, чтобы поддержать угольщиков, на мой взгляд, необходимо влиять на  транспортную составляющую, которая достигает более 50% в стоимости топлива. За последнее время выросли и тарифы, и аренда вагонов. В апреле в западном направлении эти затраты достигали порядка 70%.

Что делать в этой ситуации? Вы знаете, что губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев возглавил рабочую группу Госсовета по энергетике. 22 апреля прошло заседание, на котором рассматривались срочные меры по поддержке угольной отрасли. В первую очередь, говорили о снижении транспортных затрат. Кроме того, губернатор договорился с РЖД о проведении на постоянной основе совместных совещаний для выработки мер по поддержки перевозок угля. Железнодорожники пошли навстречу угольщикам, потому что 40% всех грузов это уголь. Это самый массовый груз в России. И в последние месяцы мы видим, что в некоторых направлениях снижаются объемы. Одно совещание с железнодорожниками, вагонными операторами и угольщиками уже прошло 13 июня в Кузбассе. Следующее будет в сентябре, а потом – в декабре. Специально для выработки оперативных мер.

Есть уже первые решения. С июля установлена скидка на перевозку угля в южном направлении. Скидка сейчас предоставлена на 61 день. Мы просим дать скидку еще и на северо-западное направление. Такая мера не выведет компании в прибыль, но хотя бы компенсирует часть убытков.

Кроме того, вагонные операторы снижают цену на аренду. По моим оценкам, стоимость снизилась уже не менее чем на 5-10%. Компаниям хотелось бы больше, но процесс пошел, это главное.

Второе решение – увеличивать погрузку на Восток. В прошлом году в восточном направлении Кузбасс отгрузил почти 54 млн тонн угля. Это на 13 млн тонн больше, чем в 2014 году. По показателям текущего года отгрузка на Восток пока не превышает прошлогодних значений, но РЖД обещает до конца года нарастить объемы.

В этой связи очень важная тема – расширение пропускных способностей на Восток. Согласно принятой программе планируется комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет, западного и восточного участков БАМа и Транссиба. Это строительство и реконструкция путей, станций, разъездов, строительство тоннелей, развитие локомотивного хозяйства. Огромный перечень мероприятий. Очень важно, чтобы планы РЖД координировались с планами наших угольных компаний. В ноябре запланировано заседание рабочей группы Госсовета по энергетике на предмет расширения пропускных способностей от Кузбасса до Восточного полигона. Рассмотрим, какие проблемы здесь существуют, и как их решать.

Мы должны быть готовы к негативному развитию событий. И такая совместная работа очень важна.

Нет ли у Вас опасения, что ставка на углепром в экономике и развитии Кузбасса уже чрезмерна и рискована? Слишком велика монозависимость региона, которая к тому же только растет? Должна ли быть страховка на случай снижения цен и бюджетных доходов региона? Какая?

– Ставка только на одну отрасль всегда рискована. В регионе должны развиваться и развиваются металлургия, машиностроение, химия, другие отрасли экономики. Что касается угольной отрасли, нам надо стараться, чтобы инвестиции угольных компаний оставались в регионе. Надо локализовывать производство машин и оборудования в Кузбассе. Развивается проект с компанией Либхерр, есть планы по БелАЗам. Локализация производства – это компетенции, технологии.

Второй аспект проблемы –  реализация программ по развитию моногородов. Официальная госпрограмма по развитию моногородов завершена. Сейчас принято решение о разработке новой государственной программы. Впервые эту программу представят Минэкономразвития России и Фонд развития моногородов в Кузбассе во второй половине августа перед Днем шахтера. Наша задача – сделать все возможное, чтобы эту программу приняли, и чтобы в следующем году она заработала. Это означает, что все меры, которые были (создание инфраструктуры, займы под 5 и 0% годовых, программы развития ТОСЭР), сохранятся. Разработаны и новые меры поддержки инвестиций. Одна из них – возврат налогов. Резидент строит новое предприятия, а НДС возмещается региону из федерального бюджета. Не менее важны программы по благоустройству, улучшению городской среды, участие моногородов в нацпроектах. В моногородах живут 13 млн человек. Почти 10-ая часть населения России. В Кузбассе такая доля больше. Логично, если 10% средств нацпроектов пойдут в моногорода.

Прогнозы в экономике, не говоря про рынок энергоносителей, дело неблагодарное и ненадежное. Тем не менее, вопрос о них — доверяете ли Вы таким прогнозам, что в среднесрочной перспективе в 5-10 лет спрос на уголь на мировом рынке сохранится на высоком уровне?

– Повторю, я считаю, что нынешнее падение цен – это долгосрочный тренд. Сколько оно продлится, не могу сказать. Сегодня никто не знает, находимся ли мы в самой низкой точке падения или же негативное развитие событий продолжится. Отмечу лишь – все понимали, что ситуация роста не продлится долго. Можно было подготовиться за счет внедрения передовых технологий, отстаивания своих позиций на рынке. Тем, кто этого не сделал, сейчас сложно. А тот, кто выстраивал свою стратегию с учетом предстоящего кризиса, будет продолжать развиваться, удерживая свои позиции. В ближайшие 5-10 лет спрос на уголь на мировом рынке сохранится и при сокращении доли угля в общем объеме потребления энергоносителей, в абсолютных значениях будет расти.

http://avant-partner.ru/rang/7825.html

 

Вернуться