ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И СОХРАНЕНИЯ КЛИМАТА

original

Ситуация в угольной отрасли довольно сложная. Цены, особенно в западном направлении, значительно упали – до уровня 2016 г., то есть до самого низкого уровня за последние годы. При этом угольщики столкнулись с ростом стоимости дизельного топлива, увеличением транспортных затрат. Всё это, естественно, приводит к убыточности поставок угля. Возить в западном направлении сегодня просто убыточно.

Такое положение продолжается с конца прошлого года. И уже привело к тому, что на некоторых угольных предприятиях люди находятся в вынужденных отпусках и решается вопрос о приостановке добычи. Конечно, сокращаются инвестиционные программы в части приобретения оборудования, техники. А сокращение инвестиций угольщиков по цепочке ощущают на себе отрасли машиностроения и металлообработки, строительства. Безусловно, для нас самое главное – это люди: занятость и зарплата шахтёров, а также наполнение бюджетов угольных регионов, моногородов. Не будет прибыли у компаний – снизится объём налоговых поступлений.

Если говорить о том, насколько серьёзные эти ценовые колебания, то надо учитывать, что конъюнктура стоимости угля связана с разными факторами, например, сезонностью. В период отопительного сезона цены могут подняться. Всё будет зависеть от того, какая будет зима. Но небольшое облегчение будет.

Но, в целом, на мой взгляд, то, что сегодня происходит, это долгосрочный тренд. После 2016 г. цены росли в течение трёх лет. Сейчас наблюдается их снижение. С чем это связано? Мировой рынок угля сегодня избыточен по предложению. И конкуренция обостряется. Мы конкурируем с Австралией, Колумбией и другими странами. При этом трудности сейчас испытывают производители угля во всем мире. Сколько продлится период падения цен, сказать трудно. Сегодня никто не знает, находимся ли мы в самой низкой точке падения или же негативное развитие событий продолжится. Отмечу, что все понимали: ситуация роста долго не продлится. Можно было подготовиться за счёт внедрения передовых технологий, укрепления своих позиций на рынке. Тем, кто этого не сделал, сейчас сложно. А тот, кто выстраивал свою стратегию с учётом предстоящего кризиса, будет продолжать развиваться, удерживая свои позиции. В ближайшие 5–10 лет спрос на уголь на мировом рынке сохранится, и при сокращении доли угля в общем объёме потребления энергоносителей, в абсолютных значениях будет расти.

Для того, чтобы поддержать наших угольщиков сегодня, на мой взгляд, необходимо, в первую очередь, влиять на транспортную составляющую, которая достигает более 50% в стоимости топлива. В последнее время выросли и тарифы, и стоимость аренды вагонов. В западном направлении эти затраты достигают порядка 70%.

Что делается в этой ситуации. В конце прошлого года губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев возглавил рабочую группу Госсовета по энергетике. В компетенцию рабочей группы включены вопросы не только угольной промышленности, но также газовой, нефтяной, атомной отраслей – всего топливно-энергетического комплекса.

22 апреля прошло заседание, на котором рассматривались срочные меры по поддержке угольной отрасли. Речь шла именно о снижении транспортных затрат. Кроме того, губернатор договорился с ОАО «РЖД» о проведении на постоянной основе совместных совещаний для выработки мер по поддержке перевозок угля. Железнодорожники пошли навстречу угольщикам. Это и понятно, ведь уголь составляет более 40% всех объёмов грузов, перевозимых по железным дорогам России. Это самый массовый груз в стране. И в последние месяцы мы видим, что в некоторых направлениях объёмы его перевозок снижаются. Принято решение проводить совместные заседания на постоянной основе. Одно совещание с железнодорожниками, вагонными операторами и угольщиками уже прошло 13 июня в Кузбассе. Следующее будет в сентябре, а потом – в декабре. Это специальные встречи для координации действий транспортников и производителей, для выработки оперативных мер.

Есть уже первые решения. С июля установлена скидка на перевозку угля в южном направлении. Скидка сейчас предоставлена на 61 день. Мы просим дать скидку ещё и на северо-западное направление. Такая мера не выведет угольные компании в прибыль, но хотя бы компенсирует им часть убытков. Кроме того, вагонные операторы снижают стоимость аренды вагонов. По моим оценкам, стоимость снизилась уже на 10%. Конечно, никто не хочет снижать свою прибыль. Но, чтобы сохранить объёмы перевозок, нужно принимать общее решение: всем участникам рынка урезать свои затраты: угольщикам, железнодорожникам, операторам, стивидорам и другим. Необходимо также сохранить свою нишу на мировом рынке.

Второе решение: увеличивать погрузку на Восток – в полном соответствии с решениями, принятыми на заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу, проведённом прошлым летом в Кемерово Президентом РФ В.В. Путиным. В прошлом году в восточном направлении Кузбасс отгрузил почти 54 млн тонн угля. Это на 13 млн тонн больше, чем в 2014 г. По показателям текущего года отгрузка на Восток пока не превышает прошлогодних значений, но руководство РЖД обещает до конца года нарастить эти объёмы.

В этой связи очень важная тема – расширение пропускных способностей железной дороги на Восток. В соответствии с принятой программой планируется комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет, западного и восточного участков БАМа и Транссиба. Это огромный перечень мероприятий: строительство и реконструкция путей, станций, разъездов, строительство тоннелей, развитие локомотивного хозяйства. Очень важно, чтобы инвестиционная программа РЖД координировались с планами наших угольных компаний. В ноябре запланировано заседание рабочей группы Госсовета по энергетике на предмет расширения пропускных способностей железнодорожной магистрали от Кузбасса до Восточного полигона. Будут обсуждаться проблемы, которые здесь существуют, и вырабатываться соответствующие решения. Такая совместная работа очень важна. Поддержать нашу угольную отрасль сегодня можно только общими усилиями.

Важным аспектом законотворчества в отношении добычи угля являются вопросы экологии. В Кузбассе сейчас реализуется серьёзная экологическая программа: «Чистый уголь – зелёный Кузбасс», инициированная губернатором Сергеем Цивилевым. Задача программы—снижение нагрузки на окружающую среду, улучшение качества жизни населения области. В связи с реализацией программы Кузбасс вышел с инициативой внести поправки в федеральное законодательство об ужесточении требований к угольным предприятиям. В частности, законодательно закрепить и увеличить площадь санитарно-защитных зон от разрезов – 2 км, от угольных складов – 1 км. В настоящее время санитарно-защитные зоны в 1 км от разрезов и 500 м от угольных складов являются рекомендованными.

Ещё одна кузбасская инициатива – ужесточить ответственность за незаконную добычу угля. Сейчас в отношении «чёрных копателей» действуют только штрафы. А что такое «чёрные копатели»? Это отсутствие элементарной безопасности ведения горных работ, это серые расчёты, а это значит, что не осуществляется никаких выплат по социальному и пенсионному страхованию горняков, это полное отсутствие заботы об экологии и, естественно, никаких налогов в бюджет. То есть, это преступление по всем параметрам. А за преступление должно быть наказание. Для «чёрных копателей» предлагается ввести уголовную ответственность. Эта инициатива абсолютно правильная, есть уверенность, что депутаты Государственной думы её поддержат. Большое внимание уделяется социальной поддержке людей, занятых в угольной промышленности. Например, реализуется программа Минэнерго по переселению людей в угледобывающих регионах из ветхого жилья с подработанных территорий. Уже переселено 42,5 тысяч семей. Осталось переселить еще более 10 тыс. семей, в основном, в Кузбассе и Ростовской области. При этом за последний год бюджет на эти цели существенно увеличен. Так в 2018 г. на программу переселения, например, в Прокопьевске было выделено 76 млн руб., а в текущем году уже более 500 млн руб. Более того, Президент России дал поручение проработать вопрос о реализации программы переселения в более короткий срок – до 2025 г. Также большим достижением является расширение категории получателей пайкового угля для шахтеров—пенсионеров, проработавших 10 и более лет в организациях угольной промышленности, и вышедших на пенсию после ликвидации предприятия или после продажи государством пакета акций. Усилиями депутатского корпуса принят Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный Закон “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”» от 01.05.2019 № 82-ФЗ. Таким образом, с нового года ещё 9500 пенсионеров в 22-х регионах страны станут получать бесплатный пайковый уголь для своих семей. Ранее они не подпадали под действие данного ФЗ. Внесённые нами поправки поддерживают эту категорию шахтеров, восстанавливая их право на получение пайкового угля. Закон принят Государственной Думой 18 апреля и подписан Президентом России 1 мая текущего года.

Статья вышла в научно-техническом журнале «ИННОВАЦИИ ТРАНСПОРТА» http://inno-trans.ru/ в сентябре 2019