«Необходимое преобразование Кузбасса»

Статья с таким названием вышла в областном экономическом еженедельнике «Авант-Партнер». Она посвящается поддержке неугольной экономики и второму дыханию угля. Своим видением в этих вопросах и других делится Дмитрий Исламов.

События последних двух лет как никогда ясно подтвердили необходимость серьёзного преобразования экономики Кузбасса с уходом от моноотраслевой угольной зависимости. В 2019-2020 гг. регион и его бюджет пережили тяжелейший двойной шок мирового угольного кризиса и отрицательного воздействия противоэпидемических ограничений. В результате, по данным областного минфина, в прошлом году валовый региональный продукт в Кузбассе упал на 9,7% против 3,1% снижения в среднем по России, промышленное производство сократилось на 4% против 2,9% снижения в России, инвестиции в основной капитал снизились на 11,5% против 1,4%, прибыль прибыльных организаций – на 27,4% против 4,3%, соответственно. А главной причиной стало, конечно же, падение цен на уголь на мировом рынке: в прошлом году они снизились на 22% к уровню 2019 года на энергетические марки и на 31% на коксующиеся. При этом экспорт в Европе стал невыгоден, а поставки в Азию ограничивались возможностями ОАО «РЖД». Общие потери областного бюджета только по налогу на прибыль угольщиков составили в прошлом году более 51 млрд рублей. А инфраструктурные ограничения на вывоз угля в восточном направлении привели к бюджетным потерям в 382 рубля на каждую тонну, в том числе, 208 рублей региональных налогов, или 8 млрд рублей для бюджета Кузбасса в целом.

Поддержка неугольной экономики

В мае в очередной раз Кузбасс посетила большая делегация руководства госкорпорации ВЭБ.РФ во главе с её председателем Игорем Шуваловым. Именно корпорация берёт на себя часть функций ликвидируемого Фонда развития моногородов. И вот её руководство знакомилось с регионом, которому будет оказывать поддержку, с упразднением фонда монозависимые территории не остаются без поддержки государства. Ведь практически каждый из 24 моногородов Кузбасса уже получал ту или иную поддержку от фонда. Его средства были вложены в строительство инфраструктуры, необходимой для развития бизнеса: дорог, линий электропередачи, водопроводов и так далее. Как отмечает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов, активно работавший по включению кузбасских городов в программу поддержки моногородов, за время её действия Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Таштагол, Юрга, Анжеро-Судженск и Белово получили 6,5 млрд рублей из федерального бюджета. Это позволило привлечь 70 млрд рублей частных инвестиций и создать более 29 тысяч новых рабочих мест за пределами углепрома.

Одним из примеров участия Фонда моногородов в поддержке новых проектов Кузбасса стало вложение 180 млн рублей в строительство инженерной инфраструктуры центра техобслуживания и ремонта карьерной техники «БелАЗ». Он открылся в 2020 году в районе Белова, а за счёт инвестиций фонда ему построили автодорогу, сети электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения. Открытие центра позволило создать 278 новых рабочих мест.

Кроме того, фонд направил 216 млн рублей на строительства обходной железнодорожной ветки к вагоноремонтному предприятию «Новотранс» в Прокопьевске. Благодаря этому стало возможным расширение предприятия и запуск в прошлом году второй очереди завода, на которой будет занято ещё 700 новых работников. Как сообщил в беседе с Дмитрием Исламовым гендиректор завода Павел Алёшин, с расширением производства на нём будет занято уже полторы тысячи человек, в настоящее время средняя заработная плата на предприятии составляет 56 тыс. рублей в месяц, но в конце нынешнего и начале следующего года она вырастет до 70 тысяч. Как пояснил руководитель завода, это связано с тем, что в настоящее время на второй очереди идет обучение новых работников, по мере того, как они станут полноценными сотрудниками, их производительность вырастет, что позволит и увеличить зарплату до указанного уровня.

Павел Алешин отметил, что реализация такого крупного инвестиционного проекта как строительство второй очереди завода была бы невозможна без соответствующей поддержки государства – без постройки на средства Фонда моногородов обходного пути, без льгот, которые получил завод как резидент территории опережающего социально-экономического развития «Прокопьевск». В планах завода, сообщил он также, создание оборотного склада шарикоподшипников с возможностью их ремонта. В этом случае заказчикам не потребуется с проведением в Прокопьевске вагонного ремонта обращаться за ремонтом или поставками шарикоподшипников в другие места, они смогут это получить непосредственно на заводе «Новотранс». Городу это вновь даст новые рабочие места.

Создание ТОСЭР «Прокопьевск», как и остальных подобных «территорий», по мнению политика, очень важно и эффективно для развития Кузбасса. За два года в ней «поселились» уже 11 резидентов, которые заняты производством строительных материалов, переработкой отходов, выпуском мебели, а машиностроительные предприятия – резиденты сложились уже в настоящий отраслевой кластер. Еще один пример успешного «поселения» в ТОСЭР «Прокопьевск» - история фирмы «Реалмебель». Став резидентом, она смогла увеличить число работающих в 2 раза, до 140 человек. Как сказал директор компании Эдуард Эргардт, «очень хорошая поддержка» с помощью льгот ТОСЭР позволила приобрести новое оборудование, запустить еще одну производственную линию.

Второе дыхание угля

По мнению Дмитрия Исламова, и после двух кризисных лет 2019-2020 гг., после глубокого падения цен на уголь в этот период и после того, как многие страны Запада приняли решение об отказе от использования этого энергоносителя, углепром Кузбасса имеет перспективы для дальнейшего развития. Огромное значение, по его оценке, имеет решение, которое 2 марта принял президент Владимир Путин, – о реконструкции Восточного полигона ОАО «РЖД». Благодаря ему вывоз угля из Кузбасса на рынки Азии в ближайшие три года увеличится на 15 млн тонн. Для региона это означает увеличение доходов угольщиков и рост налоговых платежей, лучшее наполнение бюджета. Это решение имеет и большое инвестиционное значение, оно даст возможность сохранить на должном уровне инвестиционную активность кузбасских угольщиков, позволит им планировать долгосрочные вложения и их окупаемость на период до 2024 года.

Угольный рынок Азии важен, поскольку там многие страны не только не сокращают, но и увеличивают спрос на уголь, говорит Дмитрий Исламов. В частности, это – Китай, Индия, Малайзия, Филиппины, а также некоторые страны Африки. И практически во все из них идет и увеличивается кузбасский экспорт угля. Это быстро растущие экономики, которым нужно больше энергии, а самым доступным топливом для этого является уголь. Значит, еще многие годы таким потребителям нужно будет получить много хорошего угля, и кузбасский как никакой другой подходит для этого. В Китае, например, по оценкам экспертам, в связи с планируемыми пусками новых угольных электростанций ожидается даже возникновение дефицита угля с высокой калорийностью.

Что касается так называемой политической «климатической повестки», в рамках которой ставится вопрос о полном отказе от угля, то свою задачу Дмитрий Исламов видит в том, чтобы отстаивать место угля под солнцем. Это весьма непросто и для этого потребуется и доказывать возможность угольной промышленности и угольной энергетики быть чистыми отраслями, и наносить минимальный вред окружающей среде. Угольные электростанции могут давать не больше выбросов, чем газовые, но только в том случае, если там используются высокоэффективные газоочистные фильтры и низкоэмиссионные горелки. И как правило, отмечает заместитель председателя комитета по энергетике, такое дорогостоящее оборудование могут позволить себе только крупные энергетические компании, и никак не мелкие устаревшие котельные.

Поэтому следует замещать такие теплоисточники более эффективными, как, к примеру, сейчас происходит в Белове, где строится большая теплотрасса в центральный район город от Беловской ГРЭС. Поставки ее тепла позволят заместить 6 неэффективных экологически вредных котельных. А ведь еще огромное количество выбросов от своих печей производят жители частных домовладений. Здесь, по мнению Дмитрия Исламова, следует проводить газификацию или электрификацию отопления (она тоже может быть эффективной и по стоимости равной аналогам) частного сектора, либо переводить его на бездымное топливо

Сегодня налицо сильный общественный запрос на чистую окружающую среду: во многих местах Кузбасса жители выступают против разработки новых угольных участков, появляется социальное напряжение. Поэтому, считает Дмитрий Исламов, действующие предприятия должны работать строго в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством, а в перспективе нужно менять нормативно-правовую базу. Для этого следует внедрять правило двух ключей, когда правила освоения месторождений полезных ископаемых определяют не только федеральный орган власти в лице агентства по недропользованию, но и руководство региона. Чтобы угольные разрезы не появлялись рядом с жилыми домами, необходимо принять единый федеральный план разработки угольных месторождений и учредить единого оператора исполнения такого плана. В нем будут определены порядок разработки новых угольных участков, их очередность, и обязательная рекультивация нарушенных земель со страховочным механизмом на случай банкротства недропользователя. Идея ликвидационных фондов, пополняемых за счёт угольных компаний, уже предлагалась, но так и не нашла своего воплощения, следует к ней вернуться.

Дмитрий Исламов считает необходимым обязательное вторичное использование золошлаковых отходов угольных электростанций, ведь в стране накопился огромный объём продуктов сжигания угля. Между тем, их следовало бы возвращать на заполнение угольных выработок, то есть, на рекультивацию, использовать для дорожного и других видов строительства. Но по закону сегодня это невозможно. Чтобы устранить это противоречие, в комитете по энергетике Госдумы разработан проект закона об обязательном использовании золошлаковых отходов и подготовлено предложение не выдавать новые лицензии на добычу общераспространённых полезных ископаемых, если рядом есть альтернативные источники сырья в виде золошлаков.

http://avant-partner.ru/partner/8473.html

 

Вернуться