Нам необходима экологизация угольной генерации

О путях решения проблемы дальнейшего использования угля в энергетике журналу «Стандарт Качества» рассказал депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Дмитрий Исламов.

— Дмитрий Викторович, как вы оцениваете общемировую тенденцию к сокращению потребления угля и до какого уровня он может снизиться в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

— Давайте сразу определимся, что речь идет прежде всего о рынке энергетического угля. Основные тенденции, о которых вы сказали, не имеют отношения к углям коксующихся марок. Спрос на них в мире, согласно прогнозам, будет относительно стабильным. Что же касается угля как топлива для электроэнергетики, то некоторые эксперты считают, что доля угля в общемировом топливном балансе будет снижаться аналогично уменьшению доли традиционных энергоресурсов —газа и нефти. Причина тому — нарастание доли возобновляемой энергетики. В частности, если в 2015 году уголь в мировом топливном балансе занимал около 20 %, то к 2035 году эта цифра может составить менее 15 % (для других энергоносителей снижение прогнозируется не столь резкое, хотя, впрочем, и их доля сейчас значительно ниже). А вот возобновляемая энергетика за этот период, наоборот, вырастет более чем в 2 раза — до 16-17 %.

Предлагаю обсудить и другие прогнозы, касающиеся вклада угля в мировое производство электроэнергии. Сейчас уголь серьезно превосходит все виды топлива. В 2015 году вклад угля составил 2200 млн т в нефтяном эквиваленте. Для сравнения: самый близкий к этому уровню показатель у газа, и он вдвое ниже. Согласно расчетам ведущих мировых экспертов к 2035 году уголь только упрочит свои позиции и доведет свой показатель до 2400 млн т нефтяного эквивалента. Доля других источников (кроме нефти) тоже будет расти, но уровня угля ни один из них не достигнет. Данную информацию подтверждает и Международное энергетическое агентство. Его прогноз до 2040 года, в зависимости от сценария, предполагает долю угля в мировой электроэнергетике от 27,6 до 36 %. К тому же ожидается ежегодный рост объемов добычи и потребления угля в мире в среднем на 0,2 %. Основной рост потребления обеспечат страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, у угольной промышленности вполне неплохое будущее, тем более если учитывать запасы угля (только в России его хватит на более чем 400 лет).

В отношении же перспектив отечественного угля можно сказать, что предстоит решать многие задачи для сохранения и увеличения спроса на данный вид топлива. Сегодня угольная генерация производит около 14 % электроэнергии и около 20 % тепла в России. Это, безусловно, значимое место в общем энергобалансе страны и системообразующем — в региональных энергобалансах, социально-экономическом положении населения и надежном тепло- и энергоснабжении в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Однако, исходя из ситуации в других угледобывающих странах, мы можем наращивать имеющиеся цифры. Так, сегодня в США доля угольной генерации 32 %, в Китае к 2020 году она будет составлять 67 %, в Германии — 44 %, в Великобритании — 30 %, в Японии — более 30 %.

На заседании круглого стола, посвященного программе экологизации угольной генерации, организованном Комитетом Государственной Думы по энергетике, ведущие специалисты российского энергетического бизнеса, различных министерств и ведомств вместе с депутатами обсуждали именно эти проблемы. В частности, отмечалось, что необходимо повышать уровень межтопливной конкуренции (в первую очередь с газом), экологической безопасности предприятий.

 — В Прогнозе научно-технического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года говорится о том, что у угольных компаний, по сравнению с нефтегазовыми, низкая инновационная активность и недостаточные показатели вложения в НИОКР . Изменится ли ситуация в ближайшее время?

— Я бы не стал так категорично сравнивать угольную отрасль с нефтегазовой, поскольку это совершенно иной масштаб, иной порядок инвестиционных вливаний. Серьезные вложения в НИОКР со стороны нефтяных и газовых компаний вполне очевидно объясняются постоянно ухудшающимися условиями добычи, снижением дебета скважин. Для поддержания конкурентоспособности главных отраслей экономики страны на мировой арене, безусловно, нужны масштабные вложения. И здесь ни одна отрасль не сравнится с тем объемом инвестиций, который показывает нефтегазовый сектор.

Угольная отрасль, в свою очередь, также в целях повышения конкурентоспособности должна вкладывать мощные инвестиции. Однако угольная промышленность — капиталоемкое производство. Для роста уровня безопасности, наращивания производительности требуется новое технологическое оборудование, мощная техника. В Кузбассе только за последние полтора-два года было вложено более 60 млрд рублей в модернизацию производства. При этом угольщики не только наращивают объем добычи, повышают производительность труда, серьезно усиливая уровень безопасности, но и существенно снижают выбросы вредных веществ в атмосферу, сокращают сбросы в водоемы. Уверен, капиталовложения, в том числе и в НИОКР, компании будут увеличивать. Дело в том, что сегодня в разработку вовлекаются запасы, располагающиеся на большой глубине, добыча угля ведется в сложных горно-геологических условиях. Ужесточается и экологическое законодательство. Все эти трудности потребуют технологических и научных решений.

— В рамках проведения Года экологии в России особое внимание уделяется сокращению количества промышленных отходов. Какие меры будут предприняты для решения проблемы утилизации и использования золошлаковых отходов?

— Проблема золошлаковых отходов (ЗШО) действительно актуальна для России. В результате сжигания углей на отечественных угольных электростанциях ежегодно образуется около 22 млн т ЗШО. Общий объем накоплений ЗШО на золоотвалах угольных электростанций оценивается примерно в 1,5 млрд тонн. По экспертным оценкам, золоотвалы занимают территорию, равную почти 30 тыс. га. У нас в Кузбассе накоплено более 100 млн т таких отходов.

Следует отметить, что утилизация ЗШО в России находится на крайне низком уровне. С 1990 по 2015 год объем утилизации практически не изменился и колеблется в среднем на уровне 4-6 млн т в год. Основная часть ЗШО направляется на золоотвалы станций, которые быстро переполняются. Остаточная емкость отвалов угольных тепловых электростанций в конце 2015 года составила около 28 %. Данные проблемы незамедлительно требуют решения.

Сегодня в российском законодательстве достаточно много новаций, направленных на максимальное вовлечение отходов во вторичное хозяйственное использование. Стало быть, необходимо поддерживать предприятия, развивающие технологии переработки. Однако следует совершенствовать и технологический процесс сжигания угля на станциях, для того чтобы существенно снизить золообразование. Другими словами, нужно внедрять так называемый сухой способ. И насколько мне известно, в Кузбассе уже рассматривают возможность его применения.

Вернуться