НОВОЕ «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО»

По данным отчета Международного энергетического агентства уголь стал лидером энергетического роста в 2021 году. Возобновившийся после шокового для экономик 2020 года спрос на энергию столкнулся с энергокризисом. Он возник в том числе из-за того, что европейские страны, снижая выбросы в атмосферу и борясь с глобальным потеплением, сделали ставку на ВИЭ. Однако возобновляемая энергетика не справились с объемами спроса в 2021 году, когда мировые экономики стали выходить из локдаунов и восстанавливать пошатнувшееся равновесие. На этом фоне возник дефицит газа и, как следствие, высокие цены на этот вид топлива. Выходом стало возвращение к угольной генерации и рост спроса на уголь.

В России уголь занимает прочное место в энергобалансе стране: его доля составляет чуть более 13%. «Угольная энергетика продолжает играть существенную роль в мировой экономике – резкий отказ от угля невозможен. Сейчас мы ведем работу по синхронизации Энергостратегии России до 2035 года с Низкоуглеродной стратегией до 2050 года», – заявлял заместитель Министра энергетики РФ Петр Бобылев на Международном энергетическом форуме «Инновации. Инфраструктура. Безопасность», который прошел в декабре 2021 года.

При этом Россия является одной из крупнейших угольных держав в мире. Она владеет 20% общего объема мировых запасов и, конечно, экспортирует уголь на мировой рынок. Экспортный уголь поступает в Европу и Азию, однако сейчас можно говорить о смене экспортных приоритетов с Европейского рынка на Азиатско-Тихоокеанский.

«Мы экспортируем и коксующийся, и энергетический уголь, – рассказывает Дмитрий Исламов, заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной думы РФ. – Коксующийся уголь используется в металлургии для производства стали. В России, в Кузбассе, один из самых лучших по качеству уголь в мире. Поэтому спрос на него сохранится. Что касается энергетического угля – мир тоже продолжит его использовать». По мнению Исламова, доля угля будет снижаться в мировом топливно-энергетическом балансе, но объемы потребления в абсолютном выражении будут расти, несмотря на климатические ограничения. Это происходит из-за того, что уголь – самое доступное и дешевое сырье в энергетике, и в силу этого является драйвером для развивающихся стран. «И, так как уголь в России качественный, на него высокий спрос, который, по моему мнению, сохранится в ближайшие 10-30 лет», – прогнозирует Исламов.

УГОЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ

Если в общем энергобалансе страны уголь занимает долю в 13%, то в некоторых регионах его удельный вес в ТЭБах существенно выше. Точные цифры будут, когда субъекты подготовят ТЭБы – это должно случится в апреле этого года. По данным ЦДУ «ТЭК» в 2021 году добычу угля в Российской Федерации осуществляли 179 угольных предприятий, в том числе 58 шахт и 121 разрез. Производственная мощность по добыче угля на начало 2020 года составляет 508 млн т.

Если посмотреть на карту топливно-энергетических ресурсов России, становится понятно, почему в одних регионах превалирующим видом топлива является газ, в других – уголь, в третьих – мазут. Это связано с наличием того или иного ресурса в регионе и возможностью транспортировки.

В России несколько «угольных» регионов. Прежде всего, это Кемеровская область, или Кузбасс – по названию Кузнецкого угольного бассейна, самого богатого месторождения угля в мире. Еще один крупный регион по добыче каменного угля — Красноярский край. Угленосные отложения занимают 10% территории Забайкальского края, где преимущественно залегает бурый уголь. На территории Республики Саха (Якутия) расположены Южно-Якутский, Ленский и Зырянский бассейны. Уголь также добывают в восточной части Тунгусского бассейна и на разрозненных месторождениях северной и северо-восточной части региона. Если сравнивать с другими регионами Дальневосточного федерального округа, в Якутии залегает наибольшее количество угля. В Сахалинской области угольные месторождения находятся непосредственно на острове Сахалин. Республика Коми использует ресурсы Печорского угольного бассейна – по общим ресурсам он занимает второе место после Кузнецкого бассейна. Угленосные отложения занимают и одну десятую часть территории Приморского края.

ЭКОЛОГИЯ = МОДЕРНИЗАЦИЯ 

Несмотря на понятные преимущества и системообразующую роль для ряда регионов, уголь в качестве источника топлива вызывает вопросы с точки зрения экологии. Он выделяет довольно много углекислого газа в атмосферу и в целом ощутимо загрязняет воздух. Свидетельством этому является сложная экологическая обстановка в городах и регионах, где отопление в основном угольное. Так, например, зимой в Кемеровской области наблюдается «черный снег». Согласно докладу движения «Экозащита», опубликованном в 2020 году, на одного жителя Кузбасса в среднем приходится 662 килограмма загрязняющих веществ в год. В Красноярске ежегодно вводится режим неблагоприятных метеорологических условий, жители жалуются на «чёрное небо».

Эту проблему пытаются решать на федеральном уровне. Для 12 особо загрязненных городов России, куда вошли и Новокузнецк, и Красноярск, разработан проект «Чистый воздух», результатом которого должно стать совокупное снижение выбросов в атмосферу на 20% к 2024 году. Средства, выделяемы правительством, идут на обновление общественного транспорта, строительство сетей газоснабжения для подключения домов с печным отоплением, модернизацию котельных.

Угольная энергетика может быть менее опасной, но требует серьезной модернизации. «Вся большая энергетика – ТЭЦ и ГРЭС – должна продолжать использовать уголь, но станции нужно модернизировать. Причем эту модернизацию нужно проводить на основе современных экологических и климатических технологий. Это возможно, энергетика может быть чистой, – уверен Дмитрий Исламов. – Нужно устанавливать современные фильтры, которые улавливают до 99% взвешенных частиц, специальные горелки. Большая энергетика на угле в регионах Сибири и Дальнего Востока экономически эффективна за счет угольной энергогенерации, и она может дальше продолжать использовать это топливо. Уголь – это нормально, это необходимая часть энергобаланса, чтобы он был диверсифицированный. Нельзя полагаться на один источник. Но с учетом того, что угольные станции должны становится более экологическими чистыми. Угольная генерация также может быть климатически нейтральной».

С учетом растущих потребностей в энергии, вывод угля из энергобаланса вряд ли положительно скажется на развитии страны, поэтому модернизация с акцентом на экологии становится более логичным решением в условиях энергоперехода. ВИЭ пока не справятся с увеличивающимся в каждой квартире количеством элетроприборов и трендом на электромобили.

ГАЗ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Основной проблемой с точки зрения экологии являются маленькие котельные, которые в стране около 77 тысяч, и сотни тысяч частных домов, которые используют уголь. Именно их необходимо переводить на газовое и электрическое отопление. «Ведь в этих домах до сих старые печки, которыми топили сто лет назад и топят теперь. От этого страдают и экология, и люди, которым надо заказывать эти камазы с углем, где-то его хранить, убирать золу. Частный сектор обязательно нужно газифицировать, а там где нет газа, нужно использовать электроотопление, – считает Дмитрий Исламов. – Для этого должна быть господдержка, чтобы тариф для перехода на электроотопление был подъемный для людей. А если и это невозможно, использовать бездымный уголь. Работа в этой части с коммунальным хозяйством – первостепенная задача, и здесь очень много предстоит сделать».

Одна из главных задач энергетики в части угля – когенерация. Еще с советских времен в стране есть станции, которые вырабатывают только электроэнергию. Их необходимо переделывать в режим когенерации, чтобы они вырабатывали и электричество, и тепло. Это позволит перевести дома на централизованное теплоснабжение и закрыть старые угольные котельные.

ЭКОНОМИКА

Угольная генерация – это еще большое количество людей, которые зависят от этой отрасли, работая в ней. Моногорода в угольных регионах живут за счет предприятий. Поэтому параллельно с экологическими вопросами, необходимо решать вопросы экономического развития этих территорий.

Владимир Путин неоднократно говорил о том, что нужно диверсифицировать экономику в регионах добычи угля. По словам президента, нужно добиваться опережающего развития других секторов промышленности, сферы услуг. Это должно обеспечить устойчивость региональных рынков труда. Кроме того, глава государства обозначал необходимости направлять доходы от экспорта угля на развитие таких регионов, как Кузбасс.

В июле прошлого года Минэкономразвития России утвердил Планы мероприятий по диверсификации экономики Кемеровской области и Республики Коми. Для обоих регионов стоит задача по увеличению занятости в отраслях, не связанных с добычей угля, и созданию условий для устойчивого развития экономики. План диверсификации экономики Кемерово предусматривает 78 инвестиционных проектов. К 2026 году он позволит создать в регионе порядка 13,3 тысяч рабочих мест в сферах, не связанных с добычей угля, и привлечь около 376,4 млрд рублей инвестиций. План диверсификации Республики Коми включает 41 инвестиционный проект. В регионе планируется создать порядка 4 тысяч рабочих мест и привлечь 89,7 млрд рублей внебюджетных инвестиций в отрасли, не связанные с добычей угля.

«Мы одномоментно не отказываемся от ископаемых видов топлива, а гармонично интегрируем низкоуглеродные технологии в процесс потребления первичных углеводородов с учетом необходимости безусловного обеспечения экономических, экологических, а главное социальных приоритетов», – отмечал Петр Бобылев.

БУДУЩЕЕ – ЗА УГЛЕПЕРЕРАБОТКОЙ

Наличие угля в топливно-энергетическом балансе повышает энергетическую безопасность и надежность энергоснабжения. «Если мы поддерживаем идею об устойчивом энергетическом развитии, то должны приветствовать любой вклад в достижение его целей – в частности, переход к «чистым» угольным технологиям. И здесь достаточно сказать, что лишь в Китае, Индии и Вьетнаме планируется построить более 1000 угольных электростанций, работающих на принципах HELE (высокая эффективность и низкая эмиссия)», – рассказывал экс-заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский. По его словам, современная высокоэффективная экологически чистая угольная генерация в 1,3 раза дешевле ветряной и в 1,9 раза дешевле солнечной генерации, поэтому уголь может быть частью системно развивающейся «чистой энергетики».

Эксперты связывают будущее отрасли с переходом от экспорта угля к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть развитию современной углепереработки и углехимии. Это промышленные отрасли, которые предполагают газификацию, производство синтетического жидкого топлива и химической продукции из угля. Комплексная переработка позволяет эффективно использовать его энергетическую ценность – это происходит благодаря тому, что предварительно извлекаются ценные вещества. Кроме того, такой подход снижает уровень загрязнения окружающей среды, а продукты переработки, как правило, обладают очень высокой добавленной стоимостью.

«Что касается углепереработки – то, конечно, ей нужно заниматься. Технологии есть. Например, в Китае уголь используется в производстве полимеров: его перерабатывают и получают огромное количество пластмасс, – рассказывает Дмитрий Исламов. – Почему мы этого не делаем? Потому что у нас есть газ, цена на который ниже. А Китай газ закупает в России, поэтому для них дешевле использовать уголь. Если сейчас продолжится тенденция роста цены на уголь, и технологии будут эффективны, – мы тоже будем их использовать. Есть такие ниши и товары, которые из угля получать эффективно, а мы их ввозим из-за границы. Но здесь нужна федеральная программа, меры государственной поддержки, чтобы стимулировать это развитие технологий».

СИЛА ТРАДИЦИЙ

Традиционные источники энергии еще долго будут играть главную роль в энергообеспечении. Но если газ является более экологически чистым топливом, то подход к использованию угля надо менять. Отказаться от него совсем не получится. Во всяком случае, в обозримом будущем.

«На мой взгляд, уголь будет оставаться важной составляющей нашего топливно-энергетического баланса. Мировой опыт показывает, что нужна диверсификация источников энергоресурсов. Чтобы какой-то ресурс, в случае необходимости, мог заменить другой, – объясняет Дмитрий Исламов. – При этом в России одна из самых чистых структур энергобаланса. У нас доля угольной генерации составляет всего 12-13%. Это очень мало. В Китае эта цифра около 60%, в Японии – порядка 30%».

По мнению эксперта, доля угля в энергобалансе должна составлять не менее 15%. Потому что угольная генерация считается одной из самых надежных и стабильных. Россия – страна с суровым климатом, и в мире только Канада обладает похожими условиями. Поэтому главная задача объектов энергетики у нас – это выработка тепла. Альтернативные источники энергии пока не могут пока быть конкурентными в этом. А природным газом территории Сибири и Дальнего Востока на данный момент не обеспечены в нужном объеме. Поэтому уголь еще будет выполнять эту свою функцию – особенно на данных территориях. Задача сделать эти процессы более безопасными для природы и человека.

НОВОЕ «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО»  – Telegraph

 

Вернуться