О развитии ситуации с ценами на топливо

Первое и главное: меры, принятые Правительством, работают. Наметилась тенденция к росту запасов топлива. По данным на 30 сентября по бензинам показатель составил 1927 тыс.т., рост – 1,2%; по дизелю – 3110 тыс.т., рост – 8,8%.

Что касается цен, здесь также положительный тренд. Биржевые цены снизились к уровню 21 сентября 2023 г. по АИ -92 на 10,8%, по АИ-95 – на 13,65%, по дизелю – на 23,53%. При этом по дизтопливу снижение биржевых цен к началу года составило 19,3%.

По средним оптовым ценам снижение к уровню 21 сентября 2023 года составило по бензинам 3%, по дизелю – 6%.Есть определенная инерция в снижении средних оптовых цен, связанная с остатками на складах топлива, закупленного по высоким ценам, и сложностями логистики. При нормативе сроков поставки топлива с НПЗ 12 дней, в реальности сроки по некоторым регионам составляют до 15-25 дней. Одна из причин – недостаток подвижного состава, по этому вопросу в Правительстве будет запланировано отдельное совещание.

Цены на АЗС продемонстрировали минимальный – 0,1-0,2% рост, при этом общий рост цен для конечного потребителя с начала года – ниже ожидаемой инфляции: по АИ -92 – 5,5%, по АИ-95 – 6%, по дизелю – 5,5%.

Задача на сегодня, на мой взгляд, состоит в стабилизации цен и непревышении уровня инфляции на розничном рынке (АЗС), на оптовом и мелкооптовом рынках – в приведении разницы цен по отношению к биржевым к уровням первой половины года, а также в активизации работы ФАС в регионах по пресечению спекуляций на отдельных АЗС и в мелкооптовом сегменте.

На совещании в Правительстве обсуждались и возможные меры долгосрочного регулирования внутреннего рынка топлива. Среди них: запрет поставок на экспорт топлива, закупленного на бирже, пресечение спекуляций в биржевой торговле, таких как перепродажа ранее купленных объемов, директивное увеличение доли топлива, продаваемого на бирже, возврат демпфера к первоначальным показателям и другие.

Эти меры должны быть приняты оперативно, с тем, чтобы избежать затоваривания внутреннего рынка топлива и ухудшения экономики работы НПЗ и независимых поставщиков.

Вернуться